«Самое приятное в поездках – это то, что в них тебя окружает одноразовый мир»
Чак Паланик
Админ Сайта

Втулка с планетарным механизмом

04/08/2011


Данная публикация о самом значимом компоненте привода велосипеда — втулке. А имеенно о втулке с планетарным механизмом переключения передач. Обозначение «планетарные» втулки получили за особенности своей конструкции. Это чрезвычайно сложный механизм, включающий более чем из 40 деталей, в самом деле напоминает планеты солнечной системы, вращающиеся по некоторой траектории.
Лидер производства этих втулок — американская организация SRAM, ей принадлежит (с 1997 г.) достаточно знакомая автомобилистам и велосипедистам предприятие Sachs Bicycle Components. Также широкое известны втулки организации SHIMANO на 3 и 8 передач. Так, к примеру, новая втулка SHIMANO NEXUS INTER-8 имеет повышенное передаточное отношение 307% в сравнении с прошлой моделью INTER-7 (244%). 
Первые планетарные втулки были изготовлены компанией Sachs в 1904 г. Это были 2-скоростные втулки «Торпедо». А уже в 1914 г. было распродано более 833 000 шт. В 1943 г. 67% промышленных площадей компании на европейской территории были снесены, и Sachs оказалась на грани банкротства. Но в конце 1945 г. производство было восстановлено. В послевоенные годы в компании часто протекали структурные преобразования, а в 1997 году организация SRAM купила фирму Sachs Bicycle Components и вкладывала более миллиона долларов на развитие данного направления.

На нынешний день SRAM-SACHS делает втулки с 3, 5, 7 передачами включающие внутренние тормоза, и есть тип 3-5-7-скоростной втулки безтормозного типа и с тормозом роллерного вида. Недавно исследовано производство втулки вида Dual-Drive 7х3 и 8x3 и 9х3, представляющей собою комбинацию из планетарной втулки на 3 передачи, с кассетой из 7/8/9 звезд. Классический внешний переключатель, на раме, смещает цепь по звездам кассеты. В общем выходит 7х3=21, 8х3=24, 9х3=27 расположений передач. Подобная система выпускается организацией SHIMANO и называется INTEGO. Привод состоит из 3-скоростной втулки INTER-3 и 8-скоростной кассеты LinkGlide (11-33 зуба).

Пока что лидер по числу передач, установленных на общепланетарную втулку, — ROHLOFF (Германия). Фирма создает разные варианты втулок на 14 передач ( охват передаточных чисел — 526%). Это безтормозные втулки, имеющие непроницаемый корпус, созданный из первоклассного алюминиевого сплава, в нем монтирован планетарный механизм переключения скоростей. Конструкция втулки не требует обслуживания во время всего периода службы. А также неспроста на высшей модели трекингового велосипеда ST 1999 от концерна PANTHER WERKE поставлена как раз такая втулка.

Достоинства Планетарных Втулок

1. Довольно длинный охват передаточных чисел. Для сопоставления — набор звезд 42-32-22 и кассета 11-30 у внедорожного велосипеда имеют интервал передаточных чисел 520%. Так для 7-скоростной втулки общий интервал составляет 303%. Притом если считать четвертую передачу за прямую (100%), то относительно нее есть передачи уменьшенные (начальная — 57%), и повышенные (седьмая –174%). Проще говоря, на велосипеде с такой втулкой можно удачно взять разгон как по шоссе, так и одолеть крутой подъем и бездорожье. У 5-скоростной и 3-скоростной втулок интервал передач меньше — 249% и 186% соответственно, однако данные втулки легче и дешевле. У втулок Dual drive 7x3 диапазон передаточных чисел 434%. В лидерах в настоящее время — втулки ROHLOFF — 526%.

2. Быстрое и точное перекидывание передач с четкой фиксацией положения ручки переключателя. По сравнению с открытой системой переключения передач, эта система позволяет переключаться стоя на месте, однако само переключение произойдет уже во время движения.

3. Минимальное обслуживание. Как отмечено в инструкции по эксплуатации, втулка это необслуживаемым элемент. Единственное предостережение сводится к тому, что при промывке велосипеда водой под сильным напором не стоит адресовать струю на втулку. В ходе эксплуатации, вероятно, потребуется регулировка регулирующего привода, по-иному говоря, регулировка натяжения тросика, которому типично вытягиваться. Механизм втулки имеет пылевлагозащищенную конструкцию, однако грязевые ванны все равно вредны. Обслуживание минимально и сводится к поддержанию в чистоте и смазке цепи.

4. Использование самой простой и прочной цепи, как на обычных дорожниках, которая работает «напрямую» без перекосов, не передвигаясь по звездам, как в случае с открытым механизмом, а также как итог очень высокий ресурс элементов привода — передняя звезда/цепь/задняя звезда. Блок ведущих звезд упрощается до одной звезды, и пропадает потребность в переднем переключателе и манетке.

5. Торможение ногами будет достоинством, если велосипедист пересаживается с обыкновенного дорожника — нет неоюходимости переучиваться тормозить. Однако надлежит понимать, что торможение одним колесом менее эффективно, чем двумя. Как правило, на таких велосипедах неизменно предустановлен фронтовой ручной тормоз. Однако большинство по различным причинам им не пользуются. По этой причине мы и говорим о торможении только задним колесом, что совершенно неверно (представьте себе авто, у которого не работают тормоза передних колес). В то же время в рассматриваемом случае об результативности торможения можно забыть, если предполагается ровная езда, без рывков и гонок. Ведь для данной езды и рассчитаны вело с планетарной втулкой.

В то же время преимущественно высокоэффективными в плане КПД представляются втулки без внутреннего тормозного режима. На моделях велосипедов с безтормозными планетарными втулками ставяться любые ободные либо дисковые тормоза в зависимости от класса велосипеда и его назначения.

Как и любой механизм, привод с планетарной втулкой наряду с достоинствами имеет ряд недостатков, которыми в известных случаях можно пренебречь.

Нужно иметь в виду, что стоят планетарные втулки в наборе с манетками дорого, особенно многоскоростных втулок.



К условным недостаткам надлежит отнести достаточно высокий вес (например, 7-ск. тормозная втулка весит около 1700 г.). Трение качения тормозной втулки в сравнении с втулками свободного качения выше. Как раз эти причины не позволяют обширно использовать такой привод в спортивных вело, однако уже появились известия о применении «планетарок» в гоночных моделях.

Конструкция втулки исключительно сложная, и изготовитель убедительно не рекомендует разборку. Лучше возложить это эксперту. Объективности ради нужно отметить, что неисправности внутреннего механизма встречаются исключительно редко, а ресурс втулок чрезвычайно велик и превосходит ресурс многих элементов а также в целом велосипеда. По нашим наблюдениям, прежде всего затруднения сопряжены с неумелым вмешательством и как итог — поломкой открытых деталей. По этой причине сами лучше не разбирайте планетарные втулки, а при необходимости снятия колеса чутко познакомьтесь с инструкцией по эксплуатации.

Подводя итоги преимуществ и недостатков планетарных втулок, обозначим, что велосипеды, скомплектованные такими приводами, весьма популярны во многих странах европы— Голландии, Германии, Франции и др. Эта сверхпопулярность разъясняется прежде всего сформированной сетью дорог превосходного качества, широким употреблением велосипеда как транспортного средства, несравнимо более высокой покупательной способностью европейцев и, пожалуй, нежеланием излишний раз ворошится с содержанием техники.

Примерные цены:
Sturmey Archer 2500 - 4000 руб.
Shimano Nexus 5000-6000 руб.
SRAM Spectro 5000 - 6000 руб.
Shimano Alfine 6000-8000 руб.
SRAM i-Motion 15 000 - 20 000 руб.
NuVinci CVP 15 000 - 20 000 руб.
Rohloff 40 000 - 50 000 руб.

+ 0 -    

Комментарии:

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.


На сайте Сибпромтехмонтаж качественные редукторы башенных кранов.
Powered by: en-1
Помощь | Правила | Обратная связь
null